Как научить ребенка красиво писать?

Все буде добре

Вашему ребенку снижают оценки за плохой почерк? Вы занимаетесь с ним каждый вечер, а он все равно пишет, «как курица лапой»? Эту проблему легко решить эксперт Елена Калачикова и звездная мамочка Снежана Егорова.

Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. В младшей школе оценки зачастую снижают именно из-за почерка, после чего у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, такой ребенок часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает написать вовремя контрольные роботы и получает низкие оценки. А в средней школе он не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.

Причины некрасивого почерка

Обучение письму в школе и, соответственно, дома – самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается далеко не у всех. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А так же понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.

Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка. Еще вам подскажет, где искать проблему манера письма: если буквы не идут ровно, а «скачут» над строчкой и под ней или, например, буквы отличаются по высоте, ширине и наклону. И третий момент – это неаккуратность, грязь на полях, ребенок залазит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы.

Обратите внимание на ошибки в тетради, которые совершает ваш ребенок. Если у букв неправильный наклон, элементы буквы не параллельны, буквы или слова написаны с разным наклоном, наклон в разные стороны — обычно про такой почерк говорят, как курица лапой. Вот такой почерк формируется у детей, когда они неправильно сидят и неправильно располагают тетрадь. Правильная поза, положение ручки позволяют сформировать правильную технику письма, а значит, сделать письмо удобным, четким и быстрым. Освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно, если знать несколько секретов, а так же если родители будут знать, что именно надо контролировать.

ребенок неправильно сидит за партой

Кстати, неправильной парты в школе не может быть, поскольку существует единый стандарт для начальной школы. Парта должна подходить по росту ребенка: столешница по высоте должна находиться на уровне чуть ниже солнечного сплетения, столешница немного под наклоном, конструкция устойчивая и прочная. Понятно, что дети разного роста, но принцип выбора парты одинаковый. А в классе всегда стоят парты, рассчитанные на разный рост или регулирующиеся парты. Если у родителей возникают сомнения по поводу качества парты, у них всегда есть возможность прийти на урок и проверить и потребовать пересадить ребенка за парту, подходящую по росту.

Есть типы ошибок, которые связаны с моторикой. Признаками такой проблемы являются: искажение закругленных элементов, некрасивое написание букв, имеющих изогнутые линии, нарушение пропорций букв – буквы разной величины, «вылазят» за строчку или наоборот слишком мелкие. Дальше мы расскажем, как это все можно исправить.

Третий тип ошибок: не соблюдение интервала между буквами в словах, неравномерное расставление слов на строке, написание букв слишком размашисто или слишком узко, не соблюдение границ поля тетради, ребенок путает оптически схожие буквы, например, х-ж, б-д, п- т, или зеркально пишет буквы. Если Вы видите такой хаос в тетради у своего ребенка – это значит, что причина его плохого почерка – недостаточный уровень развития пространственного восприятия. Немного позже вы узнаете, как это исправить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как распознать и наказать учитель-монстра?

Советы по каллиграфии

Первый совет – учимся правильно сидеть за партой. Сидеть нужно прямо – туловище, голова, плечи зафиксированы в ровном положении, опираться спиной на спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке. Нельзя опираться грудью на стол, опираемся о край стола ручками, при этом локти выступают за край стола. Стоит потратить время и доходчиво объяснить ребенку, что его тело быстро привыкнет к правильному положению за партой, а уже через 3 недели станет привычным. Для того, чтобы у ребенка вызвать интерес к этому процессу, вы можете выучить с ним стишок, который поможет занять правильную позу:

«Сели прямо, ноги вместе, под наклон возьмем тетрадь.

Левая рука на месте, правая рука на месте. Можно начинать писать!»

Четкость почерка зависит от положения тетради на парте. Тетрадь должна лежать с наклоном в 10-15 градусов, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. Для того, чтобы определить угол, можно сделать специальный уголок с липучками, где будет отмечено 15 градусов. Ребенок перед тем, как садиться писать, приклеивает его к столешнице и укладывать тетрадь правильно. Дома можно вместо липучек использовать двухсторонний скотч – приклеить намертво. А в школе договориться с учителем, чтобы он напоминал ребенку в начале уроков приклеить к парте уголок.

Еще запомните, что по мере заполнения листа тетрадь должна продвигаться вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Особое внимание стоит уделить обложке, которая должна обязательно быть на тетради. Это не только для того, чтобы сохранить внешний вид, но и для того, чтобы тетрадь при письме не скользила по парте. Не гонитесь за новомодными жесткими обложками для тетрадок – они скользят. Выбирайте классические прозрачные полиэтиленовые – они так же помогут вашему ребенку легче освоить эту нелегкую науку – каллиграфию.

Еще одной проблемой является то, что часто дети не умеют держать ручку. Она должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, но при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 сантиметра.

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Все дети испытывают определенные трудности при письме именно из-за того, что мелкая моторика недостаточно развита. Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движений рук, снять мышечную утомляемость, необходимо делать упражнения для рук, пальцев и это поможет формированию красивого почерка. Обычно в школе перед уроком письма учителя делают вместе с учениками пальчиковую гимнастику, которая предусмотрена методикой обучения для младших классов. Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Есть такая игра, которая называется пальчиковый твистер (схема поля и кубиков). В нее играть очень легко и увлекательно. Вы вместе с ребенком просто кидайте кубик и той рукой, который он пишет, располагайте пальцы по разным цветам.

пальчиковый твистер

твистер для пальцев

Еще один способ, который может быть использован для развития моторики рук у детей – театр теней. Для этого нужны лишь настольная лампа и фантазия. Поставьте настольную лампу так, чтобы свет от нее падал на стену. Расположитесь на расстоянии 3 – 4 метров от стены. Это нужно для того, чтобы получились тени нужной величины. Чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, придумайте какой-то игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок, собачка гавкает на бабочку и так далее.

Такая проблема как недостаточный уровень развития пространственного восприятия исправляется также в форме игры. Например, одна из вариаций таких полезных развлечений – «Кривое зеркало». Ребенок должен повторить правой рукой то, что вы делаете левой. Например, возьмите себя за нос, а ребенок повторяет это же, только зеркально. Есть еще интересная игра «Найди сокровище». Игровое действие здесь также очень подвижное и активное – поиск спрятанной игрушки. Педагог или родитель дает указания в ходе действия: «Дойди до стола… Повернись направо… Дойди до окна… Повернись налево…» Каждое указание делается тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем название предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.

Какой должна быть ручка?

Прежде всего, для красивого правописания надо выбрать правильную ручку. Именно из-за неправильной ручки ребенок будет неправильно ее держать. Стоит уделять внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка. Оптимальная длина ручки — 15 сантиметра, очень короткие и очень длинные ручки нам не подходят. Не годятся для письма детей разные подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные. Ребристые ручки, с гранями не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, чтобы удерживать ручку, затрудняют процесс формирования навыка письма. Так что ручки должны быть диаметром не более 7 миллиметров и не слишком твердый стержень.

ручка с резинкойТам где ребенок держит ручку, должна быть резинка с пупырышками. Резинка не дает ручке скользить. Пупырышки стимулируют нервные окончания пальцев, а эти нервные окончания связаны с отделом мозга, который отвечает за развитие речи и моторики. Так вот таким образом письмо будет стимулировать мозг и у ребенка будет быстрее формировать навык правильный. Ручка должна писать мягко, чтобы ребенку не приходилось на нее сильно давить. Но при этом не должна писать слишком толсто – такая ручка будет пачкать в тетради. Поэтому выбирайте ручку вместе с ребенком, чтобы он мог испытать ее на себе, расписать, ощущить, удобна ли она.

Если ребенок привык неправильно держать ручку, то купите ему перо и чернила для домашних тренировок. Писать пером довольно сложно, тем более ребенку. Но если подойти к этому играючи, ваше чадо будет в восторге. Игра называется «Почувствуй себя Гарри Поттером» — если помните, в этой сказке ученики школы волшебства писали как раз перьями. Перьевая ручка пишет только при определенном наклоне и нажиме, иначе ручка либо вообще не будет писать, либо будет оставлять кляксы. Поэтому письмо или даже рисование перьевой ручкой позволяет выработать правильное положение руки ребенка при письме. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать именно с помощью перьевой ручки.