Как решиться отпустить ребенка гулять одного

Все буде добре

Летом детям все время хочется гулять на свежем воздухе. Но ведь не у всех родителей есть возможность постоянно сопровождать своего ребенка. Когда вы можете отпустить его на прогулку одного без присмотра? Как обучить его элементарным правилам безопасности? Об этом детально рассказали Тарас Шпира, Снежана Егорова и детский психолог Юлия Ульянова.

Многие думают, что детей вообще нельзя оставлять одних. Что отпускать детей без присмотра ходить по городу – это безумие. Ребенок всегда должен находиться под чьим-то контролем. Такие родители все время отпускают детей только под чью-то опеку. Например, они не отпустят детей на день рожденья к соседям, если родители их друзей не поручаться за безопасность праздника.

Тарас Шпира: А вот я считаю, что детей нужно приучать к самостоятельности с раннего возраста. Мы сейчас все люди занятые, и дети не должны страдать из-за того, что их родители не могут с ними гулять на улице столько, сколько им захочется. С того момента, как мой Марк пошел в школу, мы начали обучать его принципам безопасного поведения на улице. Я, когда был в таком же возрасте, как сейчас Марк, один уже ходил в магазин и гулял с пацанами во дворе. Поэтому своего ребенка я буду отпускать гулять одного на улицу.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Как впервые оставить ребенка дома одного

С какого возраста можно отпускать ребенка гулять одного

Юлия Ульянова: Четких возрастных рамок, когда ребенка можно отпускать гулять одного, обозначить нельзя. Это зависит от развития ребенка, его восприятия мира. Один может быть самостоятельным уже в 6 лет, а другого еще и в 9 отпустить опасно. Но однозначно раньше школьного возраста детей оставлять на улице без присмотра не стоит. Еще имеет значение и то, в какой местности вы живете. Если это тихая сельская местность – отпустить ребенка гулять одного можно раньше. Но если это мегаполис, где огромные потоки машин и людей, то отпускать детей младшего школьного возраста не рекомендуется.

Снежана Егорова: В моем детстве гулять детям без присмотра родителей было нормой. Я у бабушки в селе с 5 лет гасала вместе со своим старшим братом. И в результате он, во-первых, меня толкнул с дровника так, что если бы я не сделала сальто в воздухе, то, может, и не сидела с вами тут.

Зачем отпускать ребенка гулять одного

Юлия Ульянова: Это, конечно, нужно. Ведь родители это делают не для того, чтобы освободить личное время. Это нужно на определенном этапе для нормального развития ребенка и для того, чтоб он комфортно чувствовал себя среди сверстников в социуме. Ведь уже научно доказано, что дети, которые находятся в чрезмерной родительской опеке, долго остаются инфантильными и неспособными принимать самостоятельные решения.

Как подготовить ребенка к самостоятельному гулянью

poterjashkaЮлия Ульянова: Конечно, когда вашему ребенку исполнилось 6 лет, и вы повели его в первый класс, то вы не можете спокойно отпустить его на улицу. Это длительный процесс обучения, который должен происходить все время, пока вы гуляете вместе с ребенком. Лучше все-таки, чтобы, даже если вы отпускаете ребенка одного на улицу, за ним присматривали вы или соседка, которая гуляет со своим ребенком, или бабушки из вашего подъезда.

Итак, первое, что вы должны сделать перед тем, как выпустить своего ребенка гулять без присмотра, это поиграть с ним в игру «Полезные сказочные советы». Все мамы читают своим детям сказки. Читая ребенку, вы уже должны обращать внимание на ситуации, аналогии которых можно найти на повседневной улице. Сделайте подборку сказок, в которых есть полезные советы, и поиграйте с ребенком, кто больше найдет советов из этих сказок.

Второй тест, без которого вы не можете отпустить своего ребенка на прогулку, это карта-схема. По ней ребенок должен ориентироваться, чтобы не заблудиться. Эта карта-схема не универсальная – у каждого во дворе своя особенность. У кого-то школа, у кого-то стадион, у кого-то супермаркет и т.д. Все очень просто: вы должны нанести на карту главные объекты, которые находятся у вас во дворе. Качели, деревья, магазины – все это наносим, а также надо нанести ограничение, за пределы чего вообще нельзя выходить. Например, за серый забор. Вы можете нанести на карту и опасные места, отметив такие места красным крестиком. Например, канализационный люк, старый дом, который может обрушиться и т.д.

illu_article_contentНарисовав такую карту, вы должны пройти полностью по ее маршруту с ребенком, показав ему соответствие карты и двора. Показывайте и рассказывайте: вот магазин на нашей карте, вот он на улице, вот наш дом и т.д. Также можете прописать расстояние в детских шагах от магазина к дому. Например: «Если ты потерялся и не можешь понять, где твой дом, то пройди к стадиону, стань к нему спиной, от стадиона до нашего дома 30 шагов налево». Когда ребенок пойдет уже на самостоятельную прогулку, дайте ему эту карту. Она поможет сориентироваться, если вдруг потеряется на местности.

Вы должны обязательно выучить с ребенком его адрес, чтобы он мог назвать его, если заблудился. Помимо этого, вы должны рассказать ребенку, как выглядят милиционер, пожарный, врач скорой помощи, кассир в магазине. Научите различать по форме и объясните, что это в городе такие дежурные, и что к ним можно обратиться за помощью. Также нужно объяснить, что если милиционер задает вопросы: «Почему ты гуляешь один? Кто твои папа и мама?», то ребенок должен ответить ему на такие вопросы. Но объясните, что не все люди в фуражках – милиционеры. Обучайте именно особенностям формы. Часто родители прибегают к методу запугивания ребенка. Когда тот начинает вредничать, говорят, что может прийти милиционер и забрать его в отделение. Не делайте такого, потому что ребенок будет бояться обращаться за помощью к милиционеру.

Чтобы у вашего ребенка была хорошая память, его с пеленок нужно насыщать витаминами и полезными микроэлементами. Для насыщения организма ребенка полезными элементами можно использовать фруктовые пюре. Например, можно начать с яблочного, так как в яблоках очень много полезных витаминов. Так же при выборе таких продуктов для ваших малышей следует обратить внимание на качество продукции и его безопасность. В составе должны быть только натуральные фрукты и овощи, выращенные и проверенные в соответствии со стандартами качества и безопасности, специально разработанными для детского питания.

251621924_ee0b61c544_oПроведите тест на зрелость ребенка. Определите 3 запретных места. Учеба пойдет впустую, если не учитывать особенности детской психики, которая противится формулам «Запрещено», «Нельзя», «Ты обязан» и т.д. Скажите ребенку: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя». Говорите, ты уже взрослый, я тебе доверяю, поэтому отпускаю гулять одного. Но обходи стороной 3 места. Например, водоемы, крыши домов, стройки. Но у каждого есть индивидуальные опасные места, которые вы должны озвучить ребенку.

Чтобы удовлетворить интерес ребенка к запретным местам, проведите экскурсию по подвалу – ребенок поймет, что в подвале ничего интересного, а только одни трубы, темно и плохо пахнет. Как эффективный метод влияния, можно показать детям кадры из фильма «Штольня» и объяснить, что дети пошли без разрешения родителей и заблудились.

1351690940_195974_30(1)На улице есть еще одна опасность – живая. Это сейчас очень актуальная проблема в Украине. Бездомные собаки. К сожалению, практически в каждом районе можно увидеть стаи бродячих собак, которые несут угрозу здоровью, а иногда — жизни людей. Ребенок должен четко знать, что ни играть, ни гладить, ни тем более замахиваться палками или камнями на бездомных животных ни в коем случае нельзя — это может вызвать у животного агрессию, оно может напасть и покусать. Если увидел свору собак, то ребенок должен отправиться домой, не делая резких движений и не убегая. Держаться от них надо подальше, не бегать, не прыгать, чтобы ничем не привлекать к себе внимание.

Объясните, что без родителей также опасно приближаться к щенкам, которых где-то обнаружил ребенок. Потому что их взрослая и злая мама агрессивно отреагирует на любые действия возле ее потомства.

51af33b79434aПлохие дяди. Предлог, который найдет злоумышленник, нам никогда не угадать, поэтому готовые формулы типа «не соглашайся, если тебя зовут посмотреть мультфильмы или предлагают конфету» только мешают. Ребенок должен знать, что если он один, то на любые слова незнакомого человека должен сказать: «Извините, нет» или «Извините, я не знаю» и отойти. Если незнакомец настойчив, пусть ребенок обратиться к прохожим со словами: «Этот человек меня о чем-то спрашивает, но я его не понимаю, может быть, вы лучше ему объясните».

Очень часто хорошее воспитание мешает детям действовать решительно в минуту опасности. Поэтому в понятие хорошего воспитания должен входить и разговор с ребенком, где вы объясните ему, что не будете сердиться, если он начнет грубить, врать, громко кричать, бить и кусаться, когда к нему станет приставать незнакомый человек. Объясните ребенку взрослое понятие «право на необходимую оборону».

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Как побороть детские страхи

Чтобы узнать, как ребенок будет вести себя с незнакомцами, вы можете попросить кого-то из своих коллег по работе или друзей, которых ребенок не знает, чтобы они сыграли роль незнакомца, очень доброго дяденьку, который и мороженое предложит, и в кино хочет сводить. Вы должны проследить за тем, как отреагирует ребенок, когда к нему подойдет «незнакомец». Если ваш ребенок не пойдет с ним на контакт – тест пройден, если же купится на лестные предложения, то вы будете знать, что ваш ребенок еще не готов к самостоятельным прогулкам, и воспитательную работу нужно продолжать.

12Показывайте ребенку личным примером, что ездить в лифте можно только одному. Если кто-то ждет лифта или уже в нем, говорите, что вы подождете следующего. Ребенок привыкнет, что в лифте нужно ездить без компании. Научите ребенка следующему маневру. Ребенок входит в подъезд, вызывает лифт, и тут же за ним в кабину забегает незнакомец. Немного фантазии и экспромта здесь не помешает. К примеру, ребенок окликнет несуществующую подругу или друга, этим он даст понять незнакомцу, что в подъезде есть еще кто-то. Воспользовавшись паузой, ребенок выйдет из лифта и этим обезопасит себя.

Наш последний обязательный тест – ребенок в роли взрослого. Экскурсия по вашему району. Ваш ребенок проводит вам экскурсию и рассказывает вам все правила безопасности, которые до этого рассказывали ему вы. Обязательно включите в свою экскурсию переход через дорогу возле дома и переход через дорогу на зебре и светофоре. Не забудьте переспросить у ребенка, почему вы стоите, когда горит красный свет, почему обязательно нужно идти так далеко к зебре?

Есть еще один важный момент, который вы должны проделать во время такой экскурсии. Незаметно киньте на пол, например, старые поломанные часы, которые, возможно захочется поднять ребенку, и посмотрите, как он на него среагирует. Объясните, почему нельзя поднимать с земли неизвестные предметы, деньги, шприцы и т.д.

Вы должны прожить с ребенком все грядущие опасности, искусственно их смоделировав, или, если они возникнут, когда вы будете с ребенком. И первые разы, когда отпускаете ребенка во двор, обязательно за ним присматривайте. Сначала отпускайте ребенка гулять в зоне вашей видимости, чтобы вы легко могли увидеть его из окна дома и в случае чего быстро прийти на помощь малышу.

Процесс обучения должен идти все время пока вы гуляете вместе с ребенком. Но прожить с ним эти опасности вы должны 2-3 раза, не меньше. Но и после этого вы должны первое время тайком следить за поведением ребенка. Процесс обучения чувству самосохранения должен идти с чувством меры. Иначе вы можете запугать ребенка так, что он нарочно будет проваливать любые ваши тесты, чтобы только не оставаться одному.