Як зробити розвиваючі іграшки для малюка

Все буде добре

Соседский мальчик – сверстник вашего годовалого крохи – уже различает цвета? Или малыш лучшей подруги выучил буквы раньше вашего трехлетки? Не волнуйтесь! Возможно, вы просто подобрали для него не те игрушки. Детский психолог Елена Калачикова и мастер рукоделия Ольга Волкова рассказали, какие игрушки нужно сделать вашему ребенку, чтобы вырастить из него гения.

Сегодня очень многие мамочки задумываются о раннем развитии своего чада. Наиболее интенсивное развитие умственных и творческих способностей ребенка происходит в период от полутора до трех с половиной лет. Ученые определили, что к трем годам развитие клеток мозга завершается на 70%, а к шести – на 90%. Поэтому развитие ребенка до трех лет является очень важным периодом. Развивать малыша надо естественно, с помощью развивающих игрушек, которые должны быть подобраны правильно.

Игрушки – это первые учителя ребенка. Они знакомят малышей с окружающим миром, учат кроху брать в ручки предметы разной формы, хватать, быть ловким и проворным, развивают координацию движений. Благодаря им малыши учат числа, распознают цвета, размеры, формы. Также правильные игрушки стимулируют мыслительные процессы, учат рассуждению, сравниванию, анализу и обобщению. То есть помогают научиться ребенку самостоятельно и творчески мыслить.

pogremushki-dla-rebenka-02Главное не количество, а качество игрушек. Не стоит необдуманно скупать все содержимое магазинов игрушек. Родителям важно знать, что будет нужно их ребенку для его развития в конкретном возрасте. Ведь для каждого периода подходит своя игрушка: для деток до 1 года – одна, с 1 года до двух лет – другая, с 2 до 3 – третья.

Малышу от рождения до месяца, по большому счету, игрушки вообще не требуются. Поскольку вся его жизнь определяется исключительно контактами со взрослыми. В этот период важно развивать у ребенка слуховое восприятие. Для этого кроха должен постоянно слышать разнообразные приятные ему по тембру звучания, звуки разной громкости и интенсивности.

Через месяц малышу для развития восприятия подойдут игрушки, за которыми можно наблюдать. Например, подвесные мобили. Мелодичное звучание музыкальной карусели вызывает у ребенка приятные слуховые ощущения, развивая слуховое восприятие. Кроха с интересом будет наблюдать, как вращаются яркие игрушки. Одновременно задействованы два способа восприятия – зрительное и слуховое. Достаточно купить один мобиль со съемными игрушками и время от времени их заменять.

Без погремушек не обойтись. Они должны быть разных размеров и форм, контрастных цветов, изготовленные из разнообразных материалов (дерево, пластмасса, ткань). Погремушки также способствуют зрительно-слуховому сосредоточению крохи, привлекают его внимание, учат выделять из множества окружающих звуков «голос» погремушки.

От 3 до 6 месяцев у крохи нужно развивать, кроме слухового и зрительного восприятия, еще и тактильное. Малыш с удовольствием начинает тянуть ко всему свои ручки. Поэтому предлагайте ему неваляшки, развивающие коврики с большим количеством подвесных и напольных игрушек, со звуковыми эффектами.

После полугода ребенок становится более подвижным. Если прежде малыш познавал мир с помощью зрения и слуха, то теперь он в первую очередь старается ощупать тот или иной предмет. На этом этапе желательно, чтобы доступные ему игрушки были разнообразны по форме и на ощупь. Самые полезные в этот период – мягкие игрушки, изготовлены из мягкой, приятной на ощупь ткани (например, велюр, трикотаж, бархат, плюш). Взаимодействие малыша с такими игрушками развивает восприятие фактуры материала, мелкую моторику. Важное умение крохи – совершать ощупывающие движения рукой.

Понадобится 5-10 подобных игрушек, отличающихся друг от друга размерами, разнообразием персонажей. Рассматривая с ребенком мягких зайчиков, кошечек и собачек, полезно, называя их, произносить звуки, имитирующие «речь» того или иного зверька. Например: «Это лягушка, она квакает: «ква-ква», а это мышка – она тоненько пищит: «пи-пи-пи».

ИГРУШКА ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ГОДА

Понадобятся: детские носочки, две пуговички, кусочек красной ленточки и различные крупы для наполнения. Отрезаем носочки по пяточку и сшиваем их. Получится что-то похожее на змейку.

11Эта игрушка будет направлена на развитие мелкой моторики. А это очень важный процесс для деток от самого рождения. Ведь от нее зависит зрительная память, внимание, мышление и речь. Еще наши бабушки и дедушки знали об огромной пользе развития мелкой моторики и придумывали различные считалочки и пальчиковые игры. Сорока-ворона, например. Она направлена как раз на совершенствование мелкой моторики.

Внутри игрушки будет фасоль. И не только. Теперь будем наполнять нашу Змейку, как колбаску, различными крупами: фасолью, горохом, гречневой крупой, чечевицей, манкой, бумагой, бисером и целлофаном. Вы можете наполнять игрушку всем, чем угодно. Главное, чтобы это не было опасно для вашего малыша.

22Крупные секции (фасоль, горох, бумага, целлофан) закладываем в соседстве с мелкими (бисер, манка, чечевица, гречка). Главное – не повторяться. И содержимое змейки утрамбовывать очень плотно, чтобы крупа, например, из одной секции не высыпалась в другую.

Не забываем, что возраст у малыша такой, когда он все норовит попробовать на зуб. Поэтому мама всегда должна следить за тем, чтобы мешочек нигде не порвался и содержимое не высыпалось.

Теперь пришиваем две пуговицы – они будут выполнять роль глазок, и ленточку-язычок.

33Такая игрушка развивает тактильные ощущения, хватательный рефлекс, снимает зажатость мышц ручек у ребенка. А поскольку игрушка одна – внимание не рассеивается. Ребенок учится быстрее концентрировать его на одном предмете.

Если вы видите, что малыш перестал интересоваться одной игрушкой, спрячьте ее. Через пару дней кроха будет радоваться ей, как новой, а пока предложите другую. Ребенка до года больше всего привлекает новизна.

Песни, сказки, потешки, ласковый разговор и даже чтение газеты над колыбелькой играют важную роль в умственном развитии ребенка. Нужно рассказывать малышу все, что происходит вокруг. Не думайте, что младенцам это не интересно. Ведь в первый год жизни мозг ребенка развивается на 70%. Поэтому, чем больше информации он получит в этот период, тем больше будет его стремление к новым познаниям в дальнейшем.

В год кроха уже более или менее хорошо ходит, может сам взять то, что ему нужно, до всего дотянуться. Прямохождение не только меняет положение малыша в пространстве, но и открывает новые возможности для разнообразных действий.

На втором году жизни ребенок активно знакомится с бытовыми предметами (например, с ложечкой, чашкой, расческой) и учится обращаться с ними, копируя поведение взрослых. Правильные игрушки для деток от года должны учить малыша сравнивать и различать форму, цвет и размер предметов, развить мелкую моторику пальцев, координацию движений, логическое мышление.

Есть специальные игрушки, которые помогают ускорить это знакомство. Играя с ними, малыш тренирует не только руку, но и все психические процессы: внимание, память, речь, мышление. К таким игрушкам относятся: лопаточки для копания, ложечки и тарелочки для кормления кукол, молоточки и колышки для забивания, удочки с магнитом для ловли рыбок, кирпичики, кубики, трехгранные призмы, конструкторы, пирамидки, шнуровки.

ИГРУШКА ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ ГОДИКА ДО ДВУХ ЛЕТ

Понадобится: картонная тарелка, кружок из фетра, 7 разноцветных цветков из фетра, 8 пуговиц и один листик из фетра. Цветки и листик я уже подготовила.

222Прикладываем большой кружок из фетра к тарелке и пришиваем 7 пуговиц по кругу, а одну – в центре. Пуговички пришиваем покрепче, чтобы не оторвались. В каждом цветке делаем дырочку для пуговицы. Надеваем цветы на пуговички. Теперь беремся за листик. Его тоже крепим на пуговичку, только в центре тарелки.

Хорошо, если пуговички разноцветные. Это поможет ребенку скорее научиться различать цвета – он будет подбирать подобные или непохожие цвета пуговок и цветочков. Кроме того, малыш учится застегивать пуговицы. А это развитие мелкой моторики.

От двух до трех лет мы можем проявить огромную фантазию при выборе развивающих игрушек для ребенка. Ассортимент необходимых игрушек расширяется, поскольку с развитием ловкости и наглядно-действенного мышления крохе требуются более сложные игрушки. Здесь уже в ход идут всевозможные игрушки на логику, для изучения букв, цифр, геометрических фигур. В этом возрасте дети особенно охотно занимаются яркими, красочными и осмысленными играми в присутствии взрослых. Очень хорошо сейчас заняться приобщением ребенка к музыке, математике, живописи. В этот период почва благодатна, как никогда.

Третий год жизни ребенка знаменуется началом игры. Теперь малыш не просто пробует свойства разных игровых материалов, а использует их по назначению, воспроизводя жизненные события: покормить куклу, уложить ее спать, сварить кашу и пр. Организуя игру своему малышу, оставляйте для него пространство, поддерживайте его игровые начинания. Для такой игры отлично подойдут кубики и первые конструкторы, куклы, посуда, машинки для перевозки. Простые действия с предметами, которые уже стали доступными для малыша, можно включать в различные сюжеты, так малышу будет интереснее действовать с ними, кроме того, такие занятия полезны для развития воображения и речи. Также отлично подойдут и картинки, детки любят их рассматривать, внимательно слушая рассказы взрослого. Изображения должны быть четкими и ясными, со знакомыми ребенку предметами или животными.

ИГРУШКА ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Понадобится один листок белого картона, картинки с мордочками животных, картинки с тем, что ест каждое из этих животных, 12 прищепок, клей, ножницы, линейка и фломастер.

Теперь из картона вырезаем круг, делим его на 12 частей с обеих сторон. С одной стороны картонки пишем названия животных, с другой клеим картинки, что они едят. К трем годам ребенок обычно знает от 1200 до полутора тысяч слов. Он даже умеет строить фразы. И если малышу правильно подобрать игрушку, то он может начать говорить значительно раньше. Крепим мордочки животных на прищепки

Задача ребенка: найти, как выглядит животное, понять, что оно кушает и прикрепить соответствующую прищепку. Подобную игрушку можно сделать с любыми явлениями природы, которые ребенок должен научиться ассоциировать.

top-10-igrushek-dlya-malyishaБывают игрушки, с которыми нежелательно играть детям. Это так называемые технически оснащенные, интерактивные, обеспеченные разными чипами: говорящие, поющие, танцующие… Занимаясь с такими игрушками, ребенок нажимает на кнопки и рычаги и просто наблюдает, что будет происходить. Такие игрушки блокируют собственную активность ребенка и сводят ее к потреблению качеств самой игрушки. Вот такие игрушки покупать не стоит.

Нужно периодически предлагать игрушку ребенку, чтобы четко определить для себя, дорос ли ваш карапуз до нее или нет. Если же ваш малыш так и не проявляет к ней интереса, ее нужно будет просто убрать до лучших времен. Однако ни в коем случае нельзя игрушку навязывать. Это вызовет у него только отторжение.